Уже миллионы слов сказаны антифашистами о ксенофобии, о ненависти к евреям, таджикам, азербайджанцам и многим другим народам в современной России. Однако у такого омерзительного явления, как национализм есть и ещё сторона, о которой редко приходится слышать от товарищей по движению, – это русофобия – неприязнь или ненависть к русским и русской культуре. Но перед тем, как лучше разобраться в этом вопросе, нам стоит определить, что же мы собственно понимаем под выражениями и словосочетаниями «быть русским», «русская культура» и т. п…
На мой взгляд, бессмысленно говорить о том, что принадлежность к тому или иному народу передаётся по крови – кровь не может быть русской, еврейской и т. п. Взяв пробирку с кровью невозможно определить её «национальность». Что же касается самих понятий «нация» и «национальность», то и они представляются несостоятельными. Мне кажется, весьма кратко и метко определил, что такое «нация» социолог Карл Дейч: «нация – это народ, имеющий своё государство». Итак, нация – это государство. Возникновение «народов-государств» связано с развитием капитализма в XVII – XVIII веках (сравнительно недавно) в то время, как народы и этнические культуры существовали с незапамятных времён (истории не известен такой период, когда внутри человечества не существовало этнических различий). Мы, как анархисты, выступаем против государства, и, следовательно – против нации. Мы понимаем, что народ не может «иметь государство», напротив - это государство всегда «имеет» народ J…
Таким образом, народ это НЕ «кровная общность» и НЕ «государственная общность». Изначально народ определялся общностью культуры – веры, языка, бытовой культуры, и главное – общим самосознанием. Самосознание – самый стойкий и определяющий признак народа. Народ существует до тех пор, пока существуют люди, которые себя к нему относят. По сути, русский (как и любой другой) народ – это общность людей, осознающих себя русскими. Неприязнь к этой общности людей и к русской культуре – уместно назвать русофобией. Совершенно очевидно, что любой антифашист, если он последователен, будет выступать против этой формы дискриминации по этническому признаку.
В каких же формах в нашей стране существует русофобия? Её источником часто становится некоторые националистически настроенные представители иммигрантской молодёжи (и не только молодёжи). Нередко приходится слышать об историях, когда разного рода шпана с лозунгами типа «Кавказ – сила! Кто не с нами, тот под нами!» нападала на русских, или всячески их дискриминировала и унижала. Такие агрессивные и сплочённые толпы не редкость для московских окраин. Есть и другие, более «интеллигентные» формы того же явления. Так, один мой товарищ – студент-анархист из Киргизии, который учится в России, рассказывал, что среди его земляков, проживающих с ним в общежитии, довольно широко распространены националистические, исламистские и антирусские настроения. По его словам, дело доходит даже до создания организаций «тюркского единства» и т. п… Есть и ещё одна «деликатная» форма дискриминации, связанная с религией: во время моей недавней поездки в Краснодарский край местные сельские жители рассказали мне, что хотя в их станицах межэтнические столкновения давно позади, иммигранты продолжают жить в них брачно замкнутыми сообществами. Если и случаются смешанные браки – то русскую девушку берут замуж и, согласно патриархальным законам, «забирают» в свою общину. При этом брак женщины-иммигрантки на русском мужчине и её «переход» в общину русских – фактически под запретом. Такие порядки характерны для турок-месхетинцев, азербайджанцев и ряда других исламских и не только исламских народов.
Наша борьба с фашизмом среди русских имеет все шансы на успех, поскольку большинство представителей антифашистского движения в России, вопреки нацистским бредням – это либо русские, либо представители других народов, проживающие на территориях, населённых русскими, уже несколько поколений, и потому вписавшиеся в здешнее общество. Что же касается диаспор, землячеств и разного рода неформальных объединений выходцев с Кавказа и из Средней Азии, то они, на данный момент, фактически обособлены и изолированы от остального общества не только в культурном, но и в социальном плане. И среди нас есть очень мало людей из данной среды, а значит, наши шансы повлиять на неё изнутри крайне малы, а извне влиять трудно. Решение этой проблемы ещё не найдено, и искать его необходимо активно и быстро. Пока же можно сказать только, что точно также как активные проявления фашизма со стороны бонхедов встречают силовой отпор антифашистов, - такой же отпор должна находить и агрессивная русофобия части иммигрантов. Надо также отметить, что часть эта не слишком велика, и что нередко эти «фашисты наоборот» являются выходцами из буржуазно-мафиозной криминальной среды. Это вовсе не забитые и безответные «гастарбайтеры», а нечто среднее между гопниками и мажорами в гламурных шмотках, на дорогих машинах и с «крутыми» нравами. Это те, с кем зачастую боятся связываться всевозможные «герои белой расы»…
Другой источник русофобии – либералы. Здесь наиболее яркий и одиозный пример – Валерия Новодворская. JОднако и помимо этого комичного персонажа, весьма часто можно видеть людей, которые буквально боготворят европейский и американский капитализм и западные политические системы, а слово русский, к чему бы оно ни относилось, вызывает у них приступы аллергии. Понятное дело, что либералы итак являются врагами анархизма в силу своей приверженности капитализму и государству, а русофобия – лишь дополнительный штрих к их и без того неблаговидному портрету. Этот штрих, впрочем, развеивает мифы о якобы «антифашизме» большинства либералов…
Встречается русофобия, к сожалению, и в нашей, анархистской, среде. Дело в том, что некоторые современные анархисты склонны считать, что само по себе существование различных народов, как культурных общностей, ограничивает человеческую свободу и порождает национализм. Такие люди объявляют себя космополитами (не принадлежащими ни к одному народу), что является их полным правом. Но тех, кто космополитами себя не считает, они называют фашистами, что явно несправедливо. По сути эти люди считают, что любые осознанные групповые культурные различия между людьми отчуждают их друг от друга. На мой взгляд, такое мнение – это попросту неуважение к человечеству, неверие в способности человеческого ума и сердца. Непонимание факта, что различия не означают рознь. Так что, кто здесь фашист – ещё большой вопрос. Данная позиция попросту не замечает того, что межэтнические конфликты порождаются не самим фактом существования этнических различий, но часто сознательными действиями национальных элит, которые в силу своего отделённого от народа положения и разрушительной деятельности, пожалуй, даже не могут быть причислены к какому-либо этносу. Межэтнические конфликты – плод манипуляции верхов или наследие подобных манипуляций, имевших место в минувшие века. Русофобия проявляется у агрессивных «анти-этнистов» в том, что они, как и либералы, могут долго и много рассуждать об ущемлении прав иммигрантов (которое, безусловно, существует), но когда речь заходит о дискриминации русских в России, они тут же поднимают скандал… Здесь я должен оговориться, что среди моих товарищей немало космополитично настроенных людей, которые вовсе не проявляют никакой агрессии к явлению этничности и тем, кто сознательно относит себя к той или иной народности…
В заключении хотелось бы отметить ещё несколько важных проблем, связанных с русофобией. Во-первых, нужно понимать, что фашисты называют русофобами любых своих идеологических противников. Зачастую они называют русофобией то, что не имеет к ней никакого отношения.
При этом явление русофобии действительно довольно широко распространено. А значит анархистам нужно как можно скорее его осмыслить и найти способы борьбы с ним. Кроме того, данное явление ставит перед анархистами задачу глубже разобраться в этническом и национальном вопросах во избежании недоразумений вроде утверждений: «если ты считаешь себя русским – ты правый»… Вовсе нет! Я – русский и я – антифашист! А если наше движение хочет развиваться, то ему придётся иметь дело со всеми проблемами, вкратце обрисованными выше.
Источник: http://paganantifa.ucoz.ru |