В
последнее время нападки леворадикальных и
антифашистских организаций на “нео-фолк”
значительно участились. Музыкантов
обвиняют в открытой пропаганде нацистских
идей, в использовании нацистской и
фашистской символики, в распространении
философских и религиозных учений,
составивших позже основу идеологии нацизма
(теософия и ариософия, новое язычество и
вотанизм, традиционализм и учение о расовом
превосходстве). Им приписывают участие в
праворадикальных группировках и “нациствующих”
оккультных организациях.
Что ж, рассмотрим
этот вопрос подробнее.
В основе
неонацизма лежат такие идеи, как: а)
объединение понятий “народ”, “нация” и “государство”
в единое целое, б) превосходство одного
народа (нации) над другим народом (нацией), в)
наличие внешнего или внутреннего врага,
стремящегося (в той или иной степени) к
уничтожению данной “высшей расы”, г)
превосходство авторитарного или
тоталитарного строя над иными
политическими системами.
Однако,
большинство обвинений в нацизме, которые
были предъявлены музыкантам, по сути своей
не имеют никакого отношения к нацистской
идеологии. Проиллюстрируем это на примере
трех несомненных лидеров движения “нео-фолк”
- Бойда Райса, Дэвида Тибета и Дугласа Пирса.
Так, мизантропия и
социал-дарвинизм Бойда Райса, которые
ставят ему в вину в первую очередь,
полностью противоречат идеям нацизма.
Многочисленные высказывания Райса о
деградации всего человечества, о
жестокости и насилии, как естественном
следствии упадка современной цивилизации,
опровергают любые обвинения в пропаганде “расового
превосходства” - они, скорее, относятся к “человеческой
недоразвитости”. Подобная уверенность в “звериной
сути” рода людского постоянно отражается в
его песнях - как, например, в скандально
известной “Total War” с альбома “In the Shadow of the
Sword”, где обыгрываются слова Геббельса: "Do
you want total war? - Yes, we want total war!”.
Более того, в
контексте североамериканской культуры
творчество Райса приобретает совершенно
определенное значение. Подобный цинизм и “черный
юмор” являются откровенным эпатажем, столь
популярным в США. Достаточно вспомнить
аналогичные поступки таких “рок-звезд”,
как Элис Купер или Мэрилин Мэнсон, не говоря
уже о скандальных акциях представителей
субкультуры – Ministry, The Swans, Диаманды Галас,
или же исполнителей “gothic” или “metal”-музыки.
По этому поводу Райс выразился совершенно
правильно: “Американцы обожают злодеев и
ненавидят героев”. Так что заигрывание с
социальными табу, в этом смысле, является,
скорее, средством достижения популярности.
В качестве
доказательства позволю себе привести
цитату из выступления Бойда Райса на “Шоу
Боба Ларсена”.
Боб Ларсен:
Позвольте представить вам Бойда Райса –
который считает, что Гитлер, СПИД и
массовые убийства
– это хорошо.
Бойд Райс:
Небольшая поправка. Я не нацист. Я не
антисемит. Я не верю в “Священную Войну”.
Просто все эти вещи –
неотъемлемая часть нашей цивилизации.
Повторяю, я не нацист. Я попросту ненавижу
человечество. (i)
Другим любителем
“идеологических провокаций” является
Дэвид Тибет (23 Skidoo, Psychic TV, Current 93) – личность,
безусловно, “культовая” и настолько же
противоречивая. Его многочисленные проекты,
в которых принимали участие практически
все “отцы” “нео-фолка” - Дуглас Пирс, Тони
Уэйкфорд, Иэн Рид, Роуз МакДауэлл, Стивен
Стэплтон – а также знаменитый Current 93,
вышедший из лона “industrial”-субкультуры в 1983
году - “специализируются” на религиозной,
философской и магической тематике. “Христианский
буддизм” и учение Алистера Кроули, которые
исповедует Дэвид Тибет, не дают спокойно
спать как антифашистам, так и новоявленным
ревнителям религиозной морали.
Песня “Hitler as Kalki”
с альбома "Thunder Perfect Mind" трактует темы
нацизма и Третьего Рейха с точки зрения
индуизма, а также затрагивает образы Христа
и Антихриста, Апокалипсиса и “Священной
Войны”. Удивительно, но тот факт, что в
своей музыке Тибет занялся исследованием “социальных
табу”, позволил антифашистам занести “Current
93” в число “врагов”, даже не удосужившись
выяснить в чем же, собственно, дело. Между
тем как сам Тибет высказался по этому
поводу достаточно ясно.
Стюарт Хоум:
Не могли бы Вы
разьяснить образ Гитлера как Калки,
бьющегося с воинством Христовым?
Дэвид Тибет:
Честно говоря,
я уже устал комментировать это. Судя по
всему, эту песню никто толком не понял. Эти
идиоты постоянно обвиняют меня в том, что я
посмел соединить эти имена вместе. Такое
ощущение, что они не знают английского или
не умеют читать.
Хоум:
Если я не
ошибаюсь, вы посвятили эту песню своему
отцу, который участвовал во Второй Мировой?
Тибет: Да.
Он был так расстроган этим. Особенно после
того, как увидел фотографию в буклете.
Помните, там была фотография английских
солдат? Он там в первых рядах, такой парень с
вьющимися волосами. Он сказал, что, слушая
эту песню, ему кажется, будто бы он снова
сражается с гитлеровцами. (…)
Согласно
индуистской концепции, Вишну воплощается в
этом мире в каждом мировом цикле. Мировой
цикл, “кальпа” – это день Брахмы, он
начинается с того момента, когда Брахма
просыпается, и заканчивается тогда, когда
Брахма засыпает. Когда цикл заканчивается,
мир погибает, а затем – возрождается вновь.
Вишну приходит сюда
в десяти воплощениях. Его последняя
инкарнация – это Калки, Разрушитель с
Пылающим Мечом на Бледном Коне. Я изобразил
Гитлера как воплощение Калки,
как символ Конца Света. Калки
сразил Христа в этой войне и, таким образом,
был Антихристом. И поскольку Христос – бог
Солнца, то с его гибелью исчезла и другая
часть этой дуальной пары – Антихрист. Мир
погиб. Мы живем на развалинах Апокалипсиса.
Не знаю, увидим ли мы Конец Света или нет, но,
по-моему, это означает нечто совершенно
другое, нежели чем “стены всепожирающего
огня” или “Великий Взрыв”. (ii)
Еще один пункт
обвинений – это так называемый “языческий
нацизм”, в котором обвиняют Дэвида Тибета и
его коллег из Death in June, Blood Axis и Sol Invictus. Смысл
их состоит в том, что элементы
скандинавского и германского язычества,
которые встречаются в творчестве этих
музыкантов, суть не что иное как аллюзия на
популярность язычества в нацистской
Германии. Однако тот факт, что, помимо
нордической языческой традиции, “нео-фолк”
часто связан и с другими религиозными
учениями - как, например, кельтским
язычеством, буддизмом или шаманизмом,
почему-то ускользает от внимания
антифашистов.
Тони Уэйкфорд (Sol
Invictus) комментирует это следующим образом:
“Мы живем в
обществе, у которого нет прошлого.
Экономическая глобализация привела к
глобализации культурной. Естественно, что у
людей возникает стремление сохранить
духовное, культурное и языковое наследие.
По-моему, это не имеет ничего общего с
расизмом или национализмом”.
(iii)
Следующим столпом
“нацистского нео-фолка” европейские
антифашисты считают Дугласа Пирса, лидера
группы Death in June. Среди их главных доводов –
милитаристская эстетика и гомосексуализм
Пирса (поскольку среди членов “SS” и“SA”
было много гомосексуалистов…), затем –
символ группы, “мертвая голова”, которая в
свое время была символом “SS”. Вал
обвинений посыпался на Пирса еще в 1987 году -
после того, как на альбоме “Brown Book” он
воспользовался сэмплом из нацистского
гимна “Horst Wessel”.
Предоставим слово
самому Дугласу Пирсу:
“Этот альбом был написан
под впечатлением документального фильма “Мир
этим летом”, в котором рассказывалось о
преследовании евреев. Название альбома и
песни отсылает нас к так называемому “Коричневому
списку”, составленному после Второй
Мировой войны, где были перечислены нацисты,
которые, избежав наказания, остались в
Западной Германии. В одноименной песне
рассказывалось о происшедшей в 1934 году “Ночи
длинных ножей”, когда в результате
бессмысленной борьбы за власть были
арестованы штурмовики из отрядов “SA”. В
начале композиции я смикшировал слова
старой еврейки о приближающемся конце с
песней “Horst Wessel”, гимном штурмовиков.
Удивительно, но эту песню, антифашистскую
по своей сути, запретили в Германии. Просто
немыслимо. Неужели людям так сложно
разобраться, что к чему?” (iv)
Позже, когда Пирс
открыто поддержал югославские отряды
сопротивления войскам НАТО, ему приписали
“поддержку сепаратизма и терроризма”, на
что тот ответил в интервью журналу “Sigill”:
“Тем, кто
обвиняют меня в содействии сепаратистам,
даже не приходит в голову, что весь доход от
акции “Something is coming” был отправлен в лагеря
Красного Креста под Загребом. Им не понять,
что война есть война - здесь нет ни “добрых”,
“ни злых”, каждая сторона вынуждена быть
жестокой, вынуждена убивать своих братьев,
и действия “унитаристов” ничуть не лучше
действий “сепаратистов”. И если НАТО
выгодно представлять мусульман эдакими
киношными злодеями, то обвинить в нацизме
следует руководство
НАТО, а не группу Death in June.
(v)
В заключение
хотелось бы привести еще одну цитату – на
этот раз из статьи под названием “История
нео-фолка”, появившейся в 1999 году в журнале
“Zillo”:
“Эстетика нео-фолка
отвергает такие понятия, как “политкорректность”
или “мэйнстрим” (как культурный, так и
политический), придерживаясь своеобразного
“авангардного консерватизма”. И что бы не
говорили критики этого стиля, но мы должны
быть благодарны этим музыкантам за то, что
своей музыкой они возрождают утерянную
духовность и независимость европейской
культуры” (vi) (i)
- Ziehn, Sascha “Boyd Rice/ NON” (журнал „Testcard - Beitrage zur
Popgeschichte“, № 1, 1995, Testcard-Verlag, c/o Jens Neumann, Mainz 1995
(ii)
- Home, Stewart “David Tibet” (журнал “ON - The World and everything
in it”, № 1, 1996)
(iii)
- Hoffmann, Dirk „Die Geschichte des Neofolk“ (журнал “Zillo“, 11.
Jahrgang 1999, № 7-8/99)
(iv)
- Pockrandt, Stephan “Sexy Uniforms” (журнал “Sigill”, № 6,
1994)
(v)
- Pockrandt, Stephan „DIJ: Tod im Juni: Death In June: Douglas P.“ (журнал
“Sigill”, № 17, 1998)
(vi)
- Hoffmann, Dirk “Die Geschichte des Neofolk“ (журнал “Zillo”, 11.
Jahrgang 1999, №9/99)
Источник: http://seidr.woods.ru/neofolk1.htm |