Несмотря на все разъяснения, всё также часто от товарищей по борьбе, которые не являются язычниками, приходится слышать недоумённые вопросы и восклицания: зачем вы используете свастику? зачем такой одиозный символ? что вам стоит заменить его чем-то другим? это эпатаж! это отталкивает! и так далее, до бесконечности. Иногда проявляют себя и провокаторы со злопыхателями, стремящиеся ввиду нашей свастичной символики "заклеймить" нас фашистами и всячески ставить нам палки в колёса.
Думаю, не стоит в тысячный раз повторять, что свастика - солнечный символ с многотысячелетней историей, никакого отношения к фашизму и расизму не имеющей. Тем более, что в последнее время нередко говорят, мол, "знаем мы историю, но нынче-то общепринятое значение символа иное". Поэтому теперь хотелось бы обсудить смысл и значение символа, как такового, для любой организации, движения или мировоззрения. Тогда и можно будет прикинуть, насколько свастика подходит на роль "эмблемы язычества". Однако перед тем, как начать этот разговор, хочется сразу отметить, что, на мой взгляд, нельзя идти на уступки невежеству, даже "общепринятому". Наше дело развеивать стереотипы, а не поощрять их.
Итак, эмблема имеет в первую очередь эмоциональный смысл - это воплощение самоопределения человека, его соответствия некой идее, с которой он себя идентифицирует. Конечно, у эмблемы есть и чисто "практическая", рациональная функция: она - отличительный знак, но это - явно второстепенное свойство по сравнению с первым. Кроме того, у любого, даже самого архаичного, символа есть ясная связь с тем, что он обозначает. Будь-то серп и молот - символ союза рабочих (молот) и крестьян (серп), или та же свастика - символ вековечного движения солнца и цикличности всей жизни в мире. Символ - это смысл, явление, выраженное графически. Поэтому эмблема рождает определённые чувства. Хотя современный человек воспринимает её отчуждённо - при виде свастики у нас в сознании сразу всплывает слово фашизм и ощущение враждебности. Между тем, именно понимание толкования символа может уберечь от заблуждения и привести к наибольшей остроте эмоций. Действительно, серп и молот окажет на вас куда большее влияние, если за ним вы увидите весь героизм и трагизм борьбы рабочих и крестьян за свои интересы, а не просто произнесёте про себя слово «коммунизм». Вероятно, это правило свойственно восприятию любых эмблем: чтобы символ имел смысл - его надо осмыслить.
Эту простую каламбурную истину гораздо лучше понимали и чувствовали наши далёкие первобытные предки. Многие исследователи первобытности (в частности, Марсель Мосс и Л. Леви-Брюль) отмечали, что первобытные люди не делили мир на составные элементы по тому принципу, как мы сегодня классифицируем те или иные явления. Связь между различными явлениями ощущалась ими на мистическом, интуитивном уровне. В частности, символ и то, что он обозначает, мыслились чем-то единым, нераздельным. Ещё и сегодня можно видеть, что многие почти инстинктивно воспроизводят такое понимание символа. Юный панк, рисующий анархию на стене, даже не снабжая её никакими лозунгами, с точки зрения «здравого смысла» ведёт себя бестолково. Да, действительно, он действует неосознанно, но, рисуя символ, он на иррациональном уровне создаёт в этом месте атмосферу анархии и бунта, к которой может приобщиться каждый, если он не слишком отягощён скептицизмом.
Вернёмся же к свастике. Мы, современные язычники, видим Правду в первобытном мировоззрении и стремимся его постичь и возродить. Это касается и первобытного отношения к символике. Таким образом, свастика для нас попросту неотделима от важнейших вселенских процессов, затрагивающих и человеческое общество: возрождения природы и человеческой свободы. И для нас невозможно «взять и заменить» свастику чем-то другим, так как мы наделяем символы сакральным смыслом, мы их действительно ценим, а не подходим к ним лишь инструментально. Посему – свастике и дальше стоять в ряду важнейших символов-носителей языческого мировоззрения. Причём же здесь фашизм и расизм? Ни при чём! И мы не отдадим свастику фашистам.
Теперь мы смеем надеяться, что критики нашей свастичной символики поймут, что для разных людей символы сами по себе имеют разное значение, и не стоит переносить своё отношение к эмблематике на всех окружающих. А может и того больше: обратив внимание на архаичный подход к символу, или же просто призадумавшись о смысле эмблемы, нам удастся преодолеть отчуждение символов, которое сегодня явно чувствуется. |