Вторник, 23.04.2024, 15:16
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [59]

Главная » Статьи » Мои статьи

Язычество и/или идолопоклонство?
Язычество рисует мироздание одушевленным. Языческая картина мира связана с созерцанием одушевленной вселенной, прекрасной и чудовищной.

Может ли быть названа языческой, например, СССРовская картина мира? Как соотносится язычество и монотеизм?

Мне думается, что язычество и идолопоклонство - совершенно разные, во многом противоположные мировоззрения, хотя в вульгарных теистических религиях они рассматриваются как одно и то же.

Язычество - это древний пантеизм, одушевляющий и объединяющий все сущее. Каббала, суфизм, герметизм прочно смыкаются с платонизмом и древними мистериальными учениями Египта и Греции, т.е. с языческими представлениями о божественной имманентности.

Идолопоклонничество - это отделение каких-либо сущностей от всеобщего единства бытия и наделение их особой властью. Таковыми были имперские культы Месопотамии, ацтеков и римлян. Для первобытного анимиста священное дерево или камень неотделимы от целостности бытия, а идолопоклонник их возводит в абсолют и объявляет самоцелью, ради которой можно и даже нужно ненавидеть и губить людей.

Массовые теистические религии относятся, в некотором смысле, к той же категории. В них в роли идола выступает отделенный от человека и мира антропоморфный Бог - небесный властитель и супермен.

Советский материализм и капиталистический протестантизм - формы именно идолопоклонничества, а не язычества.

Это разделение объясняет, почему многие иудейские мыслители относились с откровенной ненавистью ко всякого рода идолопоклонству, но при этом глубоко уважали неоплатоников.

В некоторых ранних каббалистических сочинениях приводятся многие вещи весьма архаического характера, вполне созвучные язычеству. К примеру, свастика из еврейских букв, которая окружена соответствующим гимном по-арамейски, на тему солнцеворота. Я сам удивился, случайно обнаружив такое диво во вполне кошерной книге 18 века. (Изображение по ссылке: http://paganantifa.ucoz.ru/photo/8-0-163)

Не менее удивительная идея есть у Ицхака Абарбанеля, весьма интересного и известного автора 15 века. Он утверждает, что язычество для других народов вполне приемлемо и правильно. Царь Соломон, по мнению Абарбанеля, в совершенстве изучил языческие ритуалы и учил другие народы, как правильно их совершать, а также писал собственные гимны ангелам планет и звезд, типа орфических. Возможно, в средневековье Орфей каким-то образом ассоциировался с Песнью Песней; пока мне это выяснить не удалось.

В этих действиях Соломона не было, по мнению Абарбанеля, никакого греха, пока тот не стал учить языческим обрядам своих многочисленных жен, принявших, по его мнению, иудаизм. Тут лежит тонкая грань между язычеством, идолопоклонством, и недопустимым для иудея превращением чисто духовных сущностей в грубых кумиров.

При этом Абарбанель крайне резко высказывается против христианской церкви, которую он обвиняет к смертном грехе идолопоклонничества. Следует заметить, что против христиан как таковых он ничего не имеет. Более того, он даже иногда предпочитает комментарии христианских теологов мнению мудрецов Талмуда. Однако, церковь он желает уничтожить, как источник идолопоклонства.

Абарбанель был свидетелем многих зверств инквизиции и изгнания евреев из Испании. По всей видимости, идолопоклонство и жестокая власть были для него явлениями одного порядка. Однако к греческому язычеству он относился с симпатией.

В книге "מי השילוח" написанной хасидскими ребе из Ижбицы, известными антиномическими тенденциями, объясняется, что библейский царь Амация, который поклонился чужим богам после победы над Эдомом, на самом деле не совершил настоящий акт идолопоклонства. Человек, который осознает единство бытия и считает языческих богов лишь проявлениями единого Абсолюта, может воздать всем им славу. Грех Амации состоял в том, что люди неправильно его поняли. Т.е. приняли его пантеизм за идолопоклонство.

Похожая идея есть у ребе Нахмана из Брацлава. Он пишет, что в мире существуют потенциальные прозелиты в иудаизм, духовные евреи, которые возносят славу Всевышнему в рамках своих языческих религий. Эти люди проникаются "святой верой" и видят во всем божественное единство.

Йонатан Эйбешиц, очень известный каббалист 18 века, отмечает, что евреи иногда приносили жертву ангелу, когда в него одевалась Шхина. Отсюда следуют сразу два радикальных вывода: евреи, по его мнению, иногда поклонялись Шхине, женскому аспекту Бога, и Ее аватарам.

Некоторые известные каббалисты прямо или прозрачными намеками отождествляют Сфирэс и ангелов с платоническими эманациями Единого и греческими богами.

Безусловно, большинство иудеев сочтут эти идеи шокирующей ересью. На рава Эйбешица его не менее известный современник, рав Яков Эмден, наложил херем по обвинению в саббатианстве (который, впрочем, был проигнорирован народом). Сам рав Эмден, известный борец с саббатианством, подвергался критике за пропаганду (почти) свободной любви, но это отдельная тема, по-своему не менее еретическая и скандальная.
Категория: Мои статьи | Добавил: Эколог (03.01.2009) | Автор: Йоэль-Laplandian
Просмотров: 1730 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья
Дом Сварога Язычество славян Славянская слобода - энциклопедия славянского язычества. Культура, быт, мифология Леворадикальный антифашистский портал ANTIFA ODESSA СДЕЛАЙ ПАНК УГРОЗОЙ! Скажи жестокости - нет! Открытый Союз Анархистов Панк-Портал ANTIFA KIEV Правда о скинхедах DIY ЧЕРНИГОВ! Неформальные души diy punk/hardcore site Анархисты ростовской области Рок-портал Музыкальные стили Панк для каждого!!!
Против Фашизма и Капитализма!
StreetMob




Вийди на вулицю, поверни собі Запоріжжя
Red & Anarchist Metalheads
Анархо-панк сайт!

Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz