Среда, 26.04.2017, 20:34
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [59]

Главная » Статьи » Мои статьи

Еврейское язычество: оксюморон или новаторство?

Таково еврейское язычество: обнаженные, покрытые грязью, общающиеся с Богом (или Богиней) в природе. Оно чувственно, противоречиво, и это – полярная противоположность сдержанного застегнутого на все пуговицы направления иудаизма, которое наполняет множество синагог. И благодаря новому поколению молодых раввинов оно становится все более популярным.

Если вы мыслите как я, то в вашем представлении язычество, вероятно, ассоциируется со всем тем, что противостоит иудаизму: политеизмом, идолопоклонством, духами природы и человеческими жертвоприношениями, к примеру. Однако слово "язычество" (англ. paganism) попросту означает практику сельских людей. Слово "рaganism" происходит от латинского paganus, житель сельской местности. Это слово распространяется на религиозные верования и практику, которые сосредоточены на мире природы и на опыте взаимодействия тела, ума, сердца и души с различными типами энергии этого мира. Конечно, при таком широком определении большая часть иудаизма покажется "языческой" – и именно на этом настаивает сегодняшнее еврейское "неоязычество".

"Фундаментальная суть язычества – в различных отношениях: с деревьями, огнем, землей, воздухом и другими людьми, - говорит Эзрахи. – Суть не в том, чтобы смотреть на мир, как на объект, а видеть его живым". Для некоторых представителей еврейской общины это означает участие в ритуалах в честь "Божественного женского начала " (что Каббала так или иначе делает на протяжении веков). Для других это означает культивацию "эроса", который может означать все что угодно от любви и сексуальности до более общего понятия жизненной силы.

По словам раввина Джил Хаммер, организация которой, Tel Shemesh, занимается "прославлением и созданием в иудаизме ритуалов, посвященных Земле", в современном язычестве нет ничего нового. В отличие от тех, кто говорит, что язычество это идолопоклонство, или что "языческий иудаизм" не отличается, скажем, от мессианского иудаизма евреев за Иисуса, Хаммер утверждает, что "язычество всегда было частью иудаизма. Раввины в Талмуде обеспокоены идолопоклонническими предметами, однако они совершают магические действия. Они занимаются тем же, что считали бы языческим, если бы это делали другие люди". Раввинов тревожила вовсе не языческая практика сами по себе, подчеркивает Хаммер, а то, что она может вести людей к авода зара, чуждому служению.

В качестве примера Хаммер приводит каббалистическое представление о четырех мирах и четырех душах, которое соответствует "языческим" четырем временам года и четырем элементам. Конечно, Каббала всегда била по своим критикам, говоря, что эта критика попахивает язычеством, однако, по словам Хаммер, корни уходят гораздо глубже: "Язычество – это человеческий импульс, независимо от того, монотеист человек или политеист. Люди сталкиваются с божественным благодаря собственному опыту". На сайте Tel Shemesh описываются ритуалы вызова водных духов и четырех ветров, опубликованы стихи и еврейский календарь, основанный на солнцестояниях и равноденствиях.

Мы сидим в Центральном парке Нью-Йорка, и Хаммер рассказывает мне, что Ханукальная менора как символ свободы никогда ее не вдохновляла. "Но потом я попробовала начать с одной свечи и в течение 8 дней увеличивать их количество до 8, подобно тому, как солнечный свет прибывает после зимнего солнцестояния. Земля учит меня и связывает с моей традицией. И у меня уже был такой опыт в жизни – когда находишься в темном месте, а потом по воле Божьей мир снова становится светлым".

Хаммер делает паузу. Дует ветерок, и какие-то хиппи, сидя на Земляничной поляне, поют песню Imagine.

"Я схожу с ума, когда раввины посвящают Хануку войне, в то время как в действительности это праздник того, что действительно имеет значение в нашей жизни", - замечает Хаммер.

У Эзрахи схожие рассуждения о классическом раввинском отходе от того, что он называет" гармонией" между язычеством и пророческой этикой в Библии. Он говорит, что если бы у нас была возможность оживить Царя Давида и посмотреть, какой была его религия – танцы обнаженным перед аркой, сочинение любовных стихов Богине природы, Давид тоже мог бы показаться язычником.

Но как быть с идолопоклонством? "Мир полон живых сил, - отвечает Эзрахи. Авода зара - идолопоклонство – это когда вы думаете, что у каждой вещи есть собственная мощь помимо Одной". Если судить по объяснениям Эзрахи, монотеизм – это вторая стадия после языческого опыта. Если вы не испытали язычества, ваш монотеизм – это в большей степени идеология, а не религиозный опыт. Сначала вы должны узнать, что в дереве, в реке и в небе есть дух. Тогда вы сможете понять, что в действительности это все один дух".

Как это реализовывается на практике?

На одном краю стоит киббуцизм, возрождающий праздники урожая, еврейские фестивали в Израиле и Америке, и даже еврейский шаманизм. Например, раввин Гершон Уинклер является директором фонда Walking Stick Foundation. Раввин учит своих студентов шаманским практикам. На его сайте говорится: "Раввин Уинклер вводит нас в мир животных, цветов, сил, духов, элементов и атрибутов четырех направлений, и учит, как использовать их в различных ситуациях следования по нашему жизненному пути". Уинклер и его студенты, включая раввина Менахема Коэна, лидера еврейской общины на фестивале Burning Man ("Горящий человек"), проводят ритуалы, во время которых вызывают четыре ветра и сосредотачиваются в уме на различных "энергиях" этих направлений с целью самоизлечения.

Есть и те, кто подчеркивает "языческое" содержание существующих еврейских ритуалов. Взять, к примеру, ташлих, ритуал очищения и обновления. В первый день Рош ха-Шаны после полудня нужно выйти на берег реки или озера, или просто подойти к колодцу, и там совершить "бросание", или "вытряхивание".

Принято вытряхивать в воду содержимое карманов, отряхивать одежду и читать специальные молитвы. Вытряхиваемое символизирует "грехи" прошлого года. Многим евреям происхождение этого обычая непонятно. Однако Амихай Лау-Лейви, основатель и художественный директор театральной труппы Jewish Ritual Theater Revised, ташлих – это версия первобытного языческого акта общинного искупления, когда в жертву приносили козла, "козла отпущения".

Однажды "мы поставили спектакль про козла отпущения", рассказывает он. "Принесение козла в жертву - языческий ритуал, который каким-то образом появился в нашей традиции. Козла отправляют демону демонов, и таким образом община очищается, и год может начинаться снова. Мы оживили эту историю, а потом дружно, с барабанами, пошли к Гудзону на 47-ой улице и совершили ташлих, избавившись от прошлого. Что это, язычество или еврейство? Называйте это как хотите".

В другой раз Лау-Лейви устроил трехдневный фестиваль, основанный на Симхат бейт ашойева, праздника в память о возлиянии воды на жертвенник, изначально – символический ритуал вызова дождя. В Талмуде говорится, что часто этот праздник был таким шумным, что вел к бурному сексу. В постановке Лау-Лейви используются "огнеметание, песнопения, музыка, йога, массаж и рейки". "В полнолуние мы построили спираль из свечей – размером с половину футбольного поля, и спели 15 "Песен восхождения". Мы молились в четырех направлениям с арба миним (четырьмя растениями разных видов). Ничего более языческого и быть не может – но евреи делают это все время.

Ну, может и так. Традиционные евреи "совершают" сознательно размытые, одомашненные версии этих ритуалов, в рамках описания в Галахе. Даже если иудаизм и имеет домонотеистические корни, по-еврейски ли это – возвращаться к этим корням? Или это возвращение к тому, от чего мы предположительно ушли?

Для раввина Мордехая Гафни, противоречивого харизматичного раввина, написавшего две книги-бестселлера и ведущего программу на израильском телевидении, все зависит от того, в каком контексте рассматривать язычество. По мнению Гафни, язычество было сутью библейской еврейской практики. Однако, говорит он, "мы должны проводить грань между "первым уровнем" язычества и этим новым "третьим уровнем" язычества. Первый уровень – это идея в ее сырой форме, и оно была отвергнута на втором уровне, то есть религией пророков. Пророки видели, что язычество первого уровня – это один сплошной эрос, со всей его мощью и страстью. Не было никакой морали. Пророки от этого отказались. Они сказали: "Первое требование Бога – нравственное поведение". Однако третий уровень и превосходит, и включает второй уровень. Мы не отказываемся от морали пророков, но мы вновь движемся к эросу, энергии Шехины, энергии богини, и мы объединяем это с моралью".

Эзрахи, который недавно выпустил в соавторстве с Гафни книгу о мифе о Лилит, рассуждает в том же ключе. "Многие мудрецы в Талмуде говорят с реками, деревьями, птицами. Однако в трактате Санхедрин говорится, что мы не хотим, чтобы нас толкали к идолопоклонству, и, чтобы избежать этого, мы готовы "заплатить цену" пророчества".

С тех пор, добавляет Эзрахи, языческие части Талмуда были сведены к минимуму и отодвинуты в сторону раввинами-рационалистами. "Мы думали, что стали умными. Мы – научный народ, и мы знаем, что таких вещей не происходит. По сути, мы стали слепыми, глухими и высокомерными".

В результате, отмечает Гафни, наша культура настолько лишилась духа, что язычество нужно хотя бы для того, чтобы спасти саму мораль.. "Все моральные неудачи становятся результатом нехватки эроса. Когда тебя тянет поступить неэтично, что происходит? Ты реагируешь на первобытное ощущение незащищенности. Чтобы вести себя морально, мы должны быть погружены в эрос. Костры, песнопения, танцы в экстазе, ритуалы – все возрождает божественную энергию", - утверждает он.

Однако, спрашиваю я раввина, как нам узнать, не грозит ли нам опасность именно того, о чем нас предупреждает так много священных текстов? Ответ – в морали, подчеркивает он. "Ты знаешь, что это священный эрос, потому что он ведет к нравственности. Люди помогают друг другу, сотрудничают друг с другом. Это лакмусова бумага". А противоположность? "Разгул Ку-Клукс-Клана, - отвечает Гафни. – Множество костров, много энергии, но никакой морали. Это различие между священным язычеством и идолопоклонством".

Так что же делают эти новые "языческие раввины" – оживляют древние еврейские традиции – или создают новую ересь? На этот вопрос, скорее всего, ответит время. С одной стороны, кружение под барабанный ритм, "потельни" и шаманские заклинания – это определенно не тот иудаизм, в котором я воспитывался во Флориде. С другой стороны, молодежь покидает лоно этого иудаизма рекордными темпами. Может быть, задумался я как-то вечером в Иерусалиме, во всей этой "земной" религии и есть что-то такое. Но мои мысли прервал заход солнца, позвав меня на вечерние молитвы.



 Д. Михельсон, Forward Перевод И. Ревякиной, Sem40.Ru


Источник: http://www.sem40.ru/politics/discussion/16153/
Категория: Мои статьи | Добавил: Эколог (22.11.2008)
Просмотров: 792 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья
Дом Сварога Язычество славян Славянская слобода - энциклопедия славянского язычества. Культура, быт, мифология Леворадикальный антифашистский портал ANTIFA ODESSA СДЕЛАЙ ПАНК УГРОЗОЙ! Скажи жестокости - нет! Открытый Союз Анархистов Панк-Портал ANTIFA KIEV Правда о скинхедах DIY ЧЕРНИГОВ! Неформальные души diy punk/hardcore site Анархисты ростовской области Рок-портал Музыкальные стили Панк для каждого!!!
Против Фашизма и Капитализма!
StreetMob




Вийди на вулицю, поверни собі Запоріжжя
Red & Anarchist Metalheads
Анархо-панк сайт!

Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Copyright MyCorp © 2017 Хостинг от uCoz