Вторник, 19.03.2024, 09:08
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [59]

Главная » Статьи » Мои статьи

Удивительный народ Пираха. Первобытный коммунизм
Архаические натуральные общины склонны к коммунальному образу жизни, не знают ни собственности, ни господства человека над человеком. Их опыт доказывает ложность мифологии, в соответствии с которой человек не может существовать без иерархий и собственности.
Российский исследователь Владимир Кабо отмечает:

"История первобытной общины охотников и собирателей начинается с возникновения человеческого общества и заканчивается с переходом его к производящей экономике и разложением первобытнообщинной формации. На протяжении этой эпохи сформировался человек современного вида, люди заселили целые континенты, были заложены основы последующего социального и культурного развития человечества. Эта эпоха, согласно археологической периодизации, соответствует палеолиту и почти всему мезолиту. В настоящее время на стадии охоты и собирательства все еще находятся (или находились недавно) экономически наиболее отсталые народы земного шара, которым и посвящено наше исследование. История первобытного общества как один из разделов всеобщей истории стоит на грани двух исторических наук - этнографии и археологии. Два потока, вливаясь в ее русло, смешивают в нем свои воды. История изучает первобытное общество вне зависимости от времени и места, ведь на земле все еще существуют (или существовали недавно) этнические общности, живущие в условиях первобытнообщинной формации. Это отличает историю первобытного общества от других разделов всеобщей истории и делает ее, по существу, историей первобытнообщинной формации, а источниковедческая база и методология делают ее комплексной наукой. Археология и палеоэтнография изучают историю первобытнообщинной формации в древности, этнография - в современную эпоху. Только этнография позволяет дать углубленную социально-культурную интерпретацию археологических памятников, как бы насыщая их плотью и кровью...Анализ современных первобытных социальных структур показывает, что община является их ключевым социально-экономическим институтом, и у нас нет никаких оснований - ни фактических, ни теоретических - допускать, что когда-либо было иначе. Менялись лишь формы общины, но сама община как социальный институт сохраняла на протяжении всей истории первобытного общества свое значение, свою ведущую социально-экономическую роль... Первобытная община - форма социальной адаптации к условиям среды, как естественной, так и социальной. Это - наиболее динамичная организация самого первобытного социума. Пластичность, подвижность первобытной доземледельческой общины - вот в чем причина необычайной устойчивости этого института. Именно благодаря названным свойствам община дала первобытному обществу возможность сохраниться в самых неблагоприятных экологических условиях, в кризисных демографических ситуациях, пережить войны, эпидемии, голод и другие потрясения, эти свойства сделали общину ведущей общественной формой первобытнообщинного строя...  Что же следует понимать под экономическим единством первобытного социума? Во-первых, совместный труд, совместное ведение хозяйства, ту или иную форму разделения труда и обмена деятельностью. Во-вторых, общую собственность на основное средство производства - на землю. В-третьих, коллективное распределение продуктов труда. В локально-родовых общинах, все члены которых, за исключением жен или мужей, пришедших из других родовых общин, принадлежат к одному роду (такой род я называю локализованным), сородичи составляют большинство. Данное обстоятельство тоже могло порождать представление о родовой собственности на землю общины. Но это иллюзорное представление, так как реальным субъектом экономических отношений, в том числе отношений собственности, остается община в целом. Нельзя же исключить людей, влившихся в нее из других общин, но не принадлежащих к локализованному роду, - ведь эти люди принимают активное и равноправное участие в производстве и присвоении общественного продукта..."
 


Но среди всех известных нам архаических общин, народ пираха представляет собою поистине уникальное явление...

Яркий пример подобного рода представляет себя южноамериканское племя пираха, известное отсутствием представления о числах. Белые люди регулярно их всячески обманывают, поэтому пираха поспросили христианского миссионера из США, Даниела Эверетта, научить их арифметике. Взрослые представители племени не смогли научиться этому искусству, но когда их дети начали учиться считать, родители запретили им посещать дальнейшие уроки.

Самое интересное то, что пираха убедили Эверетта в несостоятельности его религии и довели его из-за этого до развода с женой, ярой христианкой. По его утверждению, пираха во всех отношениях, кроме математики, очень умные люди.

Эта история вызвала много споров в связи с универсальной грамматикой Хомского. Хомский считает, что логика у всех народов более-менее одинакова. Ряд его противников заявили, что пример пираха показывает, что мышление некоторых народов радикально отличается от остальных. Некоторые использовали эту историю для построения новых расистских теорий.

Сейчас выясняется, что сама концепция счета полностью противоречит жизненной философии пираха. Они исключительно радикальные натуралисты, принципиально отрицающие накопление, иерархии и иерархическое мышление в любой форме. Каждая вещь для них совершенно уникальна и не подлежит уравнению с другими. Во избежание возникновения ненужных иерархий, они даже принципиально не сохраняют историю своих семей и племени в целом, кроме базовых мифов. Когда дети начали рассказывать родителям о концепции счета, денег и торговли, им немедленно запретили продолжать изучение арифметики.

В русском Интернете ходит много глупостей про пираха, в основном расистского толка. Якобы, у них отсутствует в мозгах какой-то центр, отвечающий за способность к арифметике, что они не умеют различать цвета, что у них нет религии и т.п.

Религия в обычном смысле у них действительно нет, но есть своеобразная натурфилософия, основанная на чисто эмпирическом опыте. К примеру, птица или змея может считаться духом, если представляется как-то по-особому в личном восприятии. Т.е. субъективное восприятие реальности считается ее внутренней духовной стороной. Практически отсутствует поклонение кому-либо или чему-либо, хотя есть магические ритуалы для выбора имени ребенка, лечебных целей и т.п.

Признается множественность миров и существование демиурга по имени Игагай, который циклически возрождает этот мир после космических катастроф.

У пираха отсутствует брак, хотя на практике родители живут и воспитывают детей вместе, и особого промискитета нет. Они чередуют короткие периоды сна и бодрствования, чтобы не создавать ненужное, по их мнению, концептуальное различие между днем и ночью. Начисто отсутствуют вожди, шаманы, старейшими и т.п., хотя при надобности пираха умеют спонтанно организовывать общие дела.

Это небольшое племя охотников и собирателей, около 360 человек. Если надо решить какой-то общий вопрос, они собираются вместе и решают.

Пираха из принципа не накапливают практически ничего - это противоречит их философии стихийности и сиюминутности. Концепция собственности им не знакома. Глагол "иметь" в языке пираха буквально означает "находиться рядом", а не принадлежность. Специальных притяжательных местоимений в их языке не существует. Словосочетание "дом Дэниела" переводится на пираха как "Дэниел - он - дом". Более того, их личные местоимения, по-видимому, были заимствованы из языка соседнего племени Нхенгату. Быть может, когда-то пираха ухитрялись обходиться личными именами, без слов "я" и "ты".

Мужчины, женщины, супопутные и морские животные, и неживые предметы обозначаются разными местоимениями. Типа, "он", "она" и три разных вида "оно". Эта система была позаимствована у Нхенгату.

Глагольная система очень сложная и необычная. В частности, непосредственно увиденное событие выражается иначе, чем пересказ с чужих уст.

Еще у них в ходу любопытное изобретение: язык свиста. Каждый звук языка пираха кодируется нотой определенного тона, и они могут переговариваться на большом расстоянии в лесу, как по азбуке Морзе.

Пираха занимаются бартерным обменом с другими племенами, но в целом считают торговлю глупым варварским занятием. Их женщины нередко обменивают секс с чужими за одежду или украшения, но племя воспринимается это как смешную игру, а не проституцию. Полученные вещи они зачастую отдают другим людям, в том числе "своим" мужчинам.

Пираха почти не признают долговечные изделия искусства, как и вообще всякое постоянство. Они рисуют на песке и делают бусы из плодов, но из принципа не создают ничего, что противоречило бы их принципам спонтанности и натурализма.

При этом сами пираха очень гордятся своим мировоззрением, и считают другие племена и белых людей варварами.

Ссылки:

Владимир Кабо. Первобытная Доземледельческая община

http://aboriginals.narod.ru/primitive_preagricultural_community_2.htm



 

http://www.sil.org/americas/BRASIL/langpage/EnglPHPg.htm

http://en.wikipedia.org/wiki/Pirah%C3%A3_people

http://www.newyorker.com/reporting/2007/04/16/070416fa_fact_colapinto

http://www.eva.mpg.de/psycho/pdf/Publications_2005_PDF/Commentary_on_D.Everett_05.pdf


Краткий словарь:
http://orbita.starmedia.com/~i.n.d.i.o.s/piraha1.htm
Согласно этому словарю, глагол "иметь" в пираха буквально означает "находиться рядом", а не принадлежность.

Рассказ Эверетта (лингвистическим соображениям верить не стоит):
http://www.edge.org/3rd_culture/everett07/everett07_index.html

Подробное опровержение утверждании Эверетта об "ущербности" языка пираха:

https://netfiles.uiuc.edu/bhatia/www/synsem/NPR.pdf

По-португальски, про мифологию пираха:

http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104-93132003000100011

http://www.scielo.br/pdf/mana/v9n1/a11v09n1.pdf

http://jsa.revues.org/document921.html

Вот хорошая ссылка про пираха:

http://pib.socioambiental.org/pt/povo/piraha/807

Автоматический перевод на английский:

http://babelfish.yahoo.com/translate_url?doit=done&tt=url&intl=1&fr=bf-home&trurl=http%3A%2F%2Fpib.socioambiental.org%2Fpt%2Fpovo%2Fpiraha&lp=pt_en&btnTrUrl=Translate

Категория: Мои статьи | Добавил: Эколог (16.11.2008)
Просмотров: 1563 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья
Дом Сварога Язычество славян Славянская слобода - энциклопедия славянского язычества. Культура, быт, мифология Леворадикальный антифашистский портал ANTIFA ODESSA СДЕЛАЙ ПАНК УГРОЗОЙ! Скажи жестокости - нет! Открытый Союз Анархистов Панк-Портал ANTIFA KIEV Правда о скинхедах DIY ЧЕРНИГОВ! Неформальные души diy punk/hardcore site Анархисты ростовской области Рок-портал Музыкальные стили Панк для каждого!!!
Против Фашизма и Капитализма!
StreetMob




Вийди на вулицю, поверни собі Запоріжжя
Red & Anarchist Metalheads
Анархо-панк сайт!

Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz