Вторник, 23.04.2024, 22:27
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [59]

Главная » Статьи » Мои статьи

Религия социальных низов

«Религия социальных низов»

 

В условиях античных обществ с их резкой классовой и имущественной дифференциацией религиозные культы и верования варьировали в разных социальных слоях, и официальная религия с её храмами, жречеством, системой мифов и догматов более глубоко коренилась среди господствующих классов, чем в социальных низах. Последние, не будучи чужды официальной религии, имели и свои верования и культы, больше соответствовавшие их социальному бытию и культурному уровню, а самое главное, выражавшие их классовые интересы, конечно в фантастической форме, что характерно для религии вообще.

            Исследование религиозных явлений, присущих социальным низам, затрудняется скудостью источников. Храмы, алтари, пирамиды, другого рода гробницы с надписями и изображениями, религиозные тексты, начертанные на папирусе и иных писчих материалах, были доступны для выражения соответствующих верований только представителям господствующих групп общества. Тем не менее сохранились сведения и источники, дающие материал и по данному вопросу.

            Советский египтолог М. Э. Матье использовала в этом плане такую группу памятников, как стелы, которые ставились по различным поводам личной жизни художниками, скульпторами, писцами, каменщиками, всевозможными рабочими, трудившимися в фиванском некрополе. Надписи на стелах дают материал для характеристики «религии египетских бедняков», как именует Матье это идеологическое явление[1]. Приведём лишь некоторые штрихи. М. Э. Матье отмечает, что с развитием официальной религии в направлении абстрагизирования её представлений и верований всё тоньше и сложнее становились богословские спекуляции её теоретиков и всё дальше отходила эта религия от народа, всё менее понятна она ему становилась. И наоборот, старинные верования и культы получали большое развитие, а иногда даже переживали новое рождение.

            В обращениях верующих к божествам всегда важное место занимали мольбы об исцелении от болезни, о здоровье и долголетии. Здесь вряд ли можно найти разницу между содержанием молитв, исходящих от представителей разных социальных групп: люди древности независимо от социального положения и степени материальной обеспеченности были в одинаковой мере подвержены болезням и физическим страданиям. Надписи на фиванских стелах также изобилуют обращёнными к божествам молениями об исцелении. Но в памятниках, исходящих от представителей угнетённых, чаще, чем в памятниках официальной религии, встречаются жалобы на социальную несправедливость. М. Э. Матье приводит выдержку из одного папируса, содержащую такое обращение к божеству: «Амон! Преклони ухо твоё к одинокому на суде. Он беден, а (враг) его могуч, и суд согнёт его. – «Серебро и золото для писцов-счетоводов! Одежда для слуг!» - Да найдёт человек, что Амон – визирь, дающий выйти из бедности. Да найдёт бедняк (справедливость) на суде. Да сделается воистину бедняк могучим!..»[2]Бедняку негде взять золото, серебро и одежду для взяток судебным чиновникам, ему приходится возлагать надежды лишь на бога, к которому, правда без жертвоприношения не подступишься. Но здесь можно отделаться ценностью более или менее символического порядка, котировка которой повышается за счёт тех горячих чувств, которыми проникнута молитва.

            Интересный материал о верованиях и культах, распространённых среди угнетённых в Древнем Риме, собрала советская исследовательница Е. М. Штаерман. Ссылаясь на утверждение немецкого исследователя Ф. Бемера, она пишет, что «великие боги официального римского пантеона особенной популярностью среди них (рабов и отпущенников – И. К.) не пользовались».[3]Здесь играло роль не только то обстоятельство, что среди них большинство принадлежало к иноземцам, принесшим в Рим религии своих стран и народов, но и то, что их социальные и духовные интересы были противоположны интересам господствующих классов. На основании анализа посвящений, начертанных на табличках алтарей, исследовательница делает вывод: «…ещё в эпоху республики имелся определённый круг богов, культ которых входил в компетенцию магистров и министров из отпущенников и рабов. Это не были специально рабские боги, но по тем или иным причинам они считались наиболее подходящими патронами коллегий свободных и несвободных «маленьких людей»[4]. В период империи расхождение официального пантеона с «низовым» приняло ещё более явственные формы.

            В пантеоне социальных низов некоторые боги более живучи, чем в официальном. Такова, например, Бона Деа (добрая богиня), которая будучи почти забыта высшими слоями, долго ещё пользовалась популярностью в низах. Правящие классы с большой готовностью принимали модные верования, а низы проявляли верность старым культам и были в этом отношении более консервативны.

            Кроме того, ряд богов римского пантеона, которые были для высших слоёв общества малозначительны и не пользовались особым почитанием в народных массах, приобретали ореол мощных божеств, иногда становившихся объектом преимущественного почитания. Таким был, например, Приап. «…Для римских поэтов он – фигура по преимуществу комическая. Напротив, для «маленького человека» он не только хранитель его садика и участочка, пользующийся у него гораздо большим уважением, чем у богатого соседа… но и великое космическое божество. «Приап Пантей», могущественный, сильный. Непобедимый – так называет его императорский отпущенник Юлий Агатемар… Последний посвятил Приапу гимн, воспевающий его как величайшее мировое божество»[5]. Приап господствует над остальными богами, в том числе над Юпитером, поскольку они подвластны силе плотской любви, воплощаемой им.

            Наиболее популярным богом низших слоёв населения Италии был Сильван. В официальном культе он играл незначительную роль. В соответствии со своим именем (Silva – на лат. яз. «лес») он считался лесным богом, диким, неотёсанным и жестоким, в отношении возможных козней со стороны которого следовало принимать меры предосторожности. «…Народный Сильван резко отличается от скромного лесного божка, известного по литературным источникам. Это сложная и внушительная фигура, вполне способная конкурировать с богами официального пантеона. Это бог земли и всего связанного с землёй – плодородия, культуры земледелия, нерушимой межи и прав земледельца на мирный труд на своём участке… бог гор, рождающий камень и металл: бог-творец и господин. Вместе с тем он близок человеку, возможно, и сам человеческой природы; он помогает труженику и учит его труду. Он не делает разницы между людьми, не требует от них тайных знаний и сложных посвящений…»[6]

            Таким же доступным и в то же время могущественным божеством была Теллус – богиня земли. В надписях её называют «родительницей природы», «богиней богов», великой матерью богов». Особое место в народном пантеоне занимал Геракл, который в официальной религии даже не претендовал на статус бога, а считался полубогом-героем. Этот бог наделялся демократическими чертами: он не пренебрегал тяжёлым и низменным трудом (очистка авгиевых конюшен), помогал людям в труде, заступался за маленьких людей перед богатыми и жестокими и т. д.

            Из содержания Ветхого завета видно, что у древних евреев тоже существовало некоторое различие между официальной религией и народными верованиями и культами. Филиппики ветхозаветных авторов, в особенности пророков, против идолопоклонства, служения на высотах, против систематических измен Израиля своему богу Яхве – всё это основывалось, очевидно, на том, что наряду с культом Яхве, проповедовавшимся и отправлявшимся иерусалимским храмом и его жрецами, в народных массах были особенно живучи свои культы, загонявшиеся жрецами в подполье и навлекавшие на своих приверженцев преследования. Частично это были древнейшие культы, в своё время бытовавшие во всём народе, потом вытесненные модернизированной после реформ Иосии в 622 г. яхвистской религией иерусалимского храма, а частично заимствованные от соседних народов в результате смешанных браков и в ходе экономического и культурного общения.

            Конечно, ритуальная сторона народных культов не могла быть столь же пышной и богато разработанной, как  в официальной религии. Здесь не было храмов, отсутствовали такие высококвалифицированные жрецы-режиссёры, которые могли бы организовывать импозантные мистерии, не было и технических средств, при помощи которых устраивались спектакли-богослужения. Часто служения проводились в пределах семьи, коллегии или другого сравнительно малочисленного объединения. Культ отправлялся главами семей или почитаемыми людьми, не являвшимися профессионалами служения богам.

Дуализм официальных и народных религий имел своим содержанием не только различия в составе пантеонов и в характере ритуалов, но и этические мотивы, и религиозное выражение противоположных классовых интересов угнетателей и угнетённых.



[1]См. М. Матье. Религия египетских бедняков. – «Религия и общество». Сборник статей по изучению социальных основ религиозных явлений древнего мира. Л., 1926.

[2]Указ соч., с. 35.

[3]Е. М. Штаерман. Мораль и религия угнетённых классов Римской империи (Италия и Западные провинции). М., 1961, стр. 108.

[4]Там же, стр.  105-106.

[5]Там же, стр. 110.

[6]Там же, стр. 132.

Категория: Мои статьи | Добавил: Эколог (18.05.2008)
Просмотров: 1258 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья
Дом Сварога Язычество славян Славянская слобода - энциклопедия славянского язычества. Культура, быт, мифология Леворадикальный антифашистский портал ANTIFA ODESSA СДЕЛАЙ ПАНК УГРОЗОЙ! Скажи жестокости - нет! Открытый Союз Анархистов Панк-Портал ANTIFA KIEV Правда о скинхедах DIY ЧЕРНИГОВ! Неформальные души diy punk/hardcore site Анархисты ростовской области Рок-портал Музыкальные стили Панк для каждого!!!
Против Фашизма и Капитализма!
StreetMob




Вийди на вулицю, поверни собі Запоріжжя
Red & Anarchist Metalheads
Анархо-панк сайт!

Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz